Концепция организации территории Многофункциональный жилой комплекс “101-й остров”.
Авторский коллектив, архитекторы:
Игорь Бритиков ("Plan B"), Александр Мельниченко (AM-ARCHITECT), Екатерина Закаблуцкая
Заказчик: Частная организация
Санкт-Петербург, Россия
2018
Аннотация:
1. Градостроительная ситуация. Генеральный план.
Территория проектирования располагается в юго-западной части Васильевского острова Санкт-Петербурга, расположенного в дельтовой зоне р. Невы. С севера территория ограничивается ул. Шкиперский проток, с востока территория ограничивается Наличной ул., с юго-восточной стороны территория ограничивается площадью Морской Славы, с западной, юго-западной сторон территория ограничивается водной акваторией галерного ковша и Галерной гавани.
Максимальная высота зданий, расположенных на данной территории – 40 метров. По Наличной улице: 28м-высота уличного фронта до карниза, 33м- высота уличного фронта до конька крыши (ограничивается углом наклона кровли не более 60 градусов).
На период проектирования территория имеет сложившийся характер застройки, представленный объектами и комплексами объектов различного функционального назначения, в том числе объектами общественно-делового назначения, жилыми многоквартирными домами, объектами научно исследовательской, образовательной и проектной деятельности, а также объектом транспортной инфраструктуры.
Въезды на территорию квартала осуществляются с улицы Наличная путем устройства местных проездов. Парковки располагаются в стилобатах жилых домов. В восточной части участка организуется карман с заездом с Наличной улицы, с которого осуществляется сквозной проезд в восточном стилобате жилого комплекса с организацией из него въезда в подземный уровень парковки жилого комплекса и в общественную парковку. В западный стилобат жилого комплекса организуется въезд в южной части стилобата со стороны улицы Наличной. Для проезда спецтехники на крыши стилобатов используются пандусные въезды, по два на каждый стилобат. По благоустроенной набережной, вдоль жилого комплекса и вдоль здания образования межквартальные проезды не предусмотрены, разрешен проезд только спецтехники. Подъезд к зданию гостиницы также осуществляется из кармана, параллельного Наличной улице. Пешеходное движение осуществляется по всем нижним набережным квартала и по тротуарам вдоль Наличной улицы и улицы Шкиперский проток.
2. Сведения о функциональном назначении объекта
Концепция предполагает создание на территории выставочного комплекса «Ленэкспо»:
•Элитный многофункциональный жилой комплекс «101-й остров» состоит из 13-ти зданий высотой до 7 этажей (в том числе жилые 2-7 этажи),расположенных на двух одноуровневых стилобатах
•Западный стилобат со зданиями (4) (5) повышенной комфортности с видом на Финский залив высотой в три этажа над стилобатом, отметка по карнизу – 20.900 (22.700 м макс.);
•Восточный стилобат со зданиями (2) (3) «бизнес класса» с видом на Наличную улицу и Финский залив, высотой в четыре и шесть этажей над стилобатом, отметка по карнизу – 28.000 (29.000 м макс.);
•Здания торгово-развлекательного центра с встроенным вестибюлем метрополитена, высотой в восемь этажей, с подземной и надземной встроенной парковкой и с апарт-отелем на 66 номеров, отметка по карнизу – 28.000 (35.700 м. макс.)
•Здания образовательного учереждения. Начальная школа на 205 мест и ДДУ на 110 мест, высотой в 3 этажа, отметка по карнизу – 14.900 м.
•Здания гостиницы на 300 номеров различного класса с подземной парковкой ,рестораном и залами для конференций, высотой в 7 этажей, отметка по карнизу – 27.000 (28.800 м. макс.)
•Территории благоустроенной набережной с различными рекреационными зонами.
В створе Среднего проспекта В.О. и Среднегаванского проспекта , по их осям, проектом предусмотрено формирование двух семиэтажных зданий на восточном стилобате жилого комплекса, визуально завершающих эти улицы и вместе с другими зданиями комплекса формирующими фронт Наличной улицы. Данным приемом организуется приватность квартала и отсоединение от существующей сети улиц. В то-же время градостроительный контекст поддержан сомасштабностью новых кварталов с существующими соседними кварталами и поворотом градостроительных осей на 45 градусов - поворот осей подчеркивает линию набережной и ,в южной части участка, согласовывается с расположением площади Морской Славы и Морским вокзалом.
Так-же на восточном предусмотрены два многоквартирных секционных дома “бизнесс класса” с шестью лестничными клетками каждый, высотой в четыре этажа. Здания своей г-образной симметричной формой образуют дворовые пространства открытые в сторону пешеходного бульвара.
На западном стилобате проектом предусмотрены два многоквартирных жилых дома повышенной комфортности высотой в три этажа с одной лестничной клеткой ножничного типа и семь трех этажных многоквартирных домов повышенной комфортности с возможностью объединения каждого в частное домовладение.
На уровнях стилобатов жилого комплекса проектом предусмотрено озеленение и различные площадки для отдыха и досуга. Доступ на уровень стилобатов ограничен контролем доступа. Входы в жилые здания организованы как с уровня земли, через отдельные вестибюли , так и с уровня стилобатов. Между стилобатами предусмотрена организация благоустроенного озелененного пешеходного бульвара с выходящими на него магазинами.
На севере участок граничит с перекрестком ул. Наличной и Шкиперского протока – узлом городского наземного транспорта и проектируемым выходом из строящейся станции метрополитена.
Между проектируемым торгово-развлекательным комплексом с одной стороны и существующим музеем - подводной лодкой «Народоволец» организуется общественная площадь, являющаяся началом пешеходного пути “променад” по благоустроенной набережной.
Акцент в концепции сделан на максимально развитую общественную функцию расширяемой и благоустраиваемой набережной. На пространстве набережной организуются различные площадки для отдыха, сцены для уличных музыкантов, общественные амфитеатры, зоны уличных кафе, плоскостные фонтаны и детские игровые площадки.
По периметру стилобатов предусмотрены коммерческие и коммунально-бытовые помещения. Торговые улицы, как по Наличной ул., так и по внутриквартальному проезду, позволяют создать благоприятную городскую среду, приятную для пеших прогулок. Парковки в каждом из стилобатов дает возможность освободить территорию от хранения личного автотранспорта и сосредоточиться на благоустройстве и озеленении.
Общественная подземная двухъярусная парковка в восточном стилобате позволяет приезжать на личном автотранспорте жителям Санкт-Петербурга для прогулок по набережной, тем самым создавая уникальную пешеходную среду не только для жителей квартала, но и для горожан и гостей города в целом.
Совмещенная начальная школа на 205 мест и детский сад на 110 мест расположена в середине участка в пешеходной доступности от жилых групп. Отделенная от Наличной улицы 50-ти метровой зеленой зоной отлично освещена с западной и восточной стороны и вплотную примыкает к пешеходной набережной.
3. Описание композиционных приемов и фасадных решений объекта и окружающих его архитектурных объектов.
Все вместе объекты образуют архитектурный ансамбль. Регулярная композиция жилой застройки с одной стороны продолжает линию Наличной улицы, с другой подчинена линии набережной, площади Морской Славы и Морскому вокзалу.
Внутренние приватные пространства жилой части ,на стилобатах, создают комфортное пространство для проживания человека. Композицию жилой застройки замыкают с одной стороны здание гостиницы и ТРЦ с другой.
Фасады пропорциональны и лаконичны. Строгость и стильность архитектуры фасадов подчеркивает отсутствие псевдо-исторического декора и ордерных элементов. Чередование больших поверхностей витражного остекления и панелей из искусственного и натурального камня создают ненавязчивую ритмичность и геометричность фасадов.
Цветовая гамма фасадов выдержана в холодных светлых оттенках. В отделке применяется облицовочный искусственный и натуральный камень. В деталировке применяются рельефные и полированные панели.
Здания ТРЦ и гостиницы облицованны панелями имитирующими кирпичную кладку.
Фасады здания Школы сочетают несколько типов отделки, тем самым выделяясь сдержанной хаотичностью от остальных зданий комплекса.